Отрывок из книги Майкла Эллсберга «Миллионер без диплома».
Современная система образования устарела. Она вырывает из жизни 15-20 лет и выращивает не приспособленных к жизни людей.
Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе.
Отрывок из книги Майкла Эллсберга «Миллионер без диплома».
Современная система образования устарела. Она вырывает из жизни 15-20 лет и выращивает не приспособленных к жизни людей.
Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе.
Иногда мне кажется, что уже не осталось детей, которыеучатся легко, с удовольствием. Почти для всех учеба стала тяжелой повинностью. Кто и что тому причины? Какие основные претензии мы предъявляем школьнику любого возраста: несобранность, невнимательность, нежелание учиться, отсутствие интереса к чтению, плохо запоминает. Не хочет ходить в школу, правила учит, но пишет неграмотно, и многое другое. При этом мы обвиняем прежде всего самого ребенка. Что же происходит с нашими детьми?
Чему может научить современная общеобразовательная школа? Зачастую - жестокости, хамству, "понтам"… Альтернативой может стать обучение на дому, в котором есть и плюсы, и минусы.
В старшем звене американских школ (хай скул) есть традиция: в заключение официальной части выпускного, лучший ученик выпускного класса произносит самостоятельно сочиненную напутственную речь, обращаясь к своим одноклассникам. В мае этого года, во время выпуска в школе Коксэки-Афины Хай Скул (Coxsackie-Athens High School), Эрика Голдсон (Erica Goldson) произнесла речь, вызвавшую замешательство среди учителей и администраторов и горячие аплодисменты со стороны выпускников и многих их родителей.
Текст речи приведен ниже. Мне кажется, она может быть хорошим напутствием и тем, кто приступает к учебному процессу 1-го сентября.
В три года ребёнок сам по кубикам выучил все буквы. Знал все цвета. Стихи мог час подряд читать без остановки. В специальную школу поступил без подготовки. Письменный тур он прошел на ура и на устном такие же сложные вопросы были, но учительница, которая принимала, только головой качала: «Какой способный ребенок! Какой развитый!». А в шестом не хочет учиться. На вопрос, что же происходит, отвечает: «Скучно!» Почему дети могут, но не хотят учиться?
Сотрудники школы получают 8 фунтов в месяц плюс
питание и проживание. Найти мужчин и женщин, которые не только твердо верили
бы в принципы школы, но к тому же были бы достаточно зрелы и уравновешенны, чтобы
жить в одинаковых с детьми условиях, достаточно квалифицированны в своем
предмете и умелы в преподавании, и убедить их работать за 8 фунтов в месяц,
наверное, не простая задача для директора. Служба в Саммерхилле отнюдь не
является хорошей рекомендацией для очень многих руководителейдругих школ, а уж необходимое для работы
в этой школе сочетание преданности, самоотверженности, характера и способностей
вообще большая редкость. Как уже отмечалось, не все сотрудники в равной степени
соответствуют требованиям, тем не менее вцелом персонал здесь гораздо лучше, чем
во многих независимых школах, в которых платят значительно более высокое
жалованье.
Когда люди танцуют, они обычно
придерживаются определенных правил. Удивительно, что в танцах, как и вообще в
жизни, толпа в целом принимает установленные правила, а отдельные люди, ее
составляющие, могут поголовно ненавидеть эти правила. Для меня лондонский танцевальный зал
символизирует Англию. Танцы, которые должны быть личным и творческим удовольствием,
сводятся к прогулке арестантов. Все пары танцуют одинаково. Консерватизм толпы
удерживает большинство танцоров от оригинальности. А главное удовольствие от
танца — это выдумка, изобретение. Когда изгоняется выдумка, танцы становятся
механическими и унылыми. Английские танцы вполне выражают страх англичан перед
любыми проявлениями эмоциональности и самобытности.
В большинстве школ-интернатов существуют
определенные способы разделения мальчиков и девочек, особенно это касается спальных
помещений. Любовные отношения не поощряются. Не поощряются они и в Саммерхилле,
однако и не запрещаются. В Саммерхилле и девочек, и мальчиков
оставляют в покое. И отношения между полами оказываются очень здоровыми. Никто
здесь не вырастает с иллюзиями или заблуждениями в отношении другого пола. И
дело не в том, что Саммерхилл — это как бы одна большая семья, где одни только
милые маленькие мальчики и девочки и все они — братья и сестры. Если бы это было так, я бы немедленно
стал яростным противником совместного обучения.
Саммерхилл — самоуправляющаяся школа,
демократическая по форме. Все вопросы, связанные с общественной жизнью школы,
включая наказания за нарушения установленныхправил, решаются голосованием на общих
собраниях школы в субботу вечером. Каждый член педагогического коллектива и
каждый ученик — независимо от возраста — имеют по одному голосу. Мой голос значит
столько же, сколько голос семилетнего ребенка. Здесь кто-нибудь улыбнется и скажет: «Но
ваш голос все же имеет большее значение, ведь правда?» Что ж, давайте
посмотрим. Однажды на собрании я внес предложение, чтобы никому из учеников
моложе 16 лет не было позволено курить. Я аргументировал свое предложение так:
курение — прием ядовитого наркотика, на самом деле никакой привлекательности для детей это занятие
не имеет, просто они пытаются казаться более взрослыми. В меня полетели
контраргументы. Провели голосование. Мое предложение было провалено подавляющим
большинством голосов.