Методики других авторов 2
Валентин Агеев
1. Название проекта
ШКОЛА КАК ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА, КОНСТРУИРУЮЩАЯСЯ УЧАЩИМИСЯ И
ПЕДАГОГАМИ, И ФОРМИРУЮЩАЯ ИХ САМИХ
2. Актуальность проекта
Заключается в необходимости преодоления критической ситуации в системе российского
образования, отражающей кризис социальной жизни общества в целом.
Наложившееся на образовательные проблемы отсутствие приемлемых ценностей,
несформированность мировоззренческих установок, разрыв единого межчеловеческого
пространства и межнационального общения, обострение противоречия между
поколениями, живущими несовместимыми жизнями, резкая криминализация общества, в
том числе молодѐжи, бросающееся в глаза противоречие между очевидной для каждого
самоценностью человека и его материальной стоимостью как главным критерием
успешности в современной жизни, всѐ это делает сегодняшнюю молодѐжь «потерянным
поколением».
Молодѐжь потерянного поколения не может найти дорогу к себе. Не приемлет старых
ценностей, но не имеет новых. Не хочет жить по указке, но не знает, как она хочет жить.
Человек перестал быть ценностью в обществе, знающем только вещные ценности. Душа
противопоставлена рублю. Это разрушает изнутри молодого человека, который не видит
никакого выхода из суетливой борьбы за выживание. Необходимость топтать другого уничтожает внутреннюю сущность.
На самом деле проблема заключается в том, что социальный способ адаптивной,
приспособительной жизни людей исчерпал себя, вошѐл в резкое противоречие с внутренней свободой человека. На этом фоне, как бы не замечая происходящего, система
образования продолжает пытаться проводить обанкротившуюся стратегию.
Эта стратегия основана на понимании образования как социального института трансляции социально-культурных норм. Непонимание порочности этого пути к духовной катастрофе уже привело к тому, что образование из фактора, стимулирующего человека к развитию,
превратилось в фактор, подавляющий человеческую личность.
Главным показателем ошибочности, даже порочности образовательной стратегии является мощная тенденция подавления учебным процессом учебной мотивации детей. Эта тенденция является ярким примером бессилия современного образования перед лицом
серьѐзнейших социальных проблем.
3. Концепция проекта
Психологическая причина имеющих место социальных противоречий и образовательных проблем заключается в следующем. Человек - это особое существо. Особенность его
заключается в том, что возможности своего существования он создаѐт сам. И если лишить его этой возможности и вынудить строить свою индивидуальную жизнь по правилам, которые он не создавал, то рано или поздно это приведѐт к внутреннему конфликту.
Именно такой конфликт мы и имеем сегодня как в обществе в целом, так и в системах образования (сегодня эта проблема характерна для всех систем образования всех стран мира, только об этом не говорят широко). Этот конфликт порождается и усугубляется теми же самыми принципами, на которых построено современное образование. Главным из них является принцип трансляции социально-культурных образцов новым поколениям.
Если образование понимать как способ получения ребѐнком новых возможностей, то на практике это означает, что новые возможности (знания, умения, навыки или любые другие
социально-культурные образцы поведения и мышления) в современных системах образования ребѐнок приобретает адаптивным способом для того, чтобы адаптироваться в социум и вести адаптивный образ жизни.
Любой учебный процесс организован таким образом, что ребѐнок заимствует у социума (т.е. присваивает) новые возможности, но не создаѐт их сам. Тем самым, он вынужден адаптироваться к новым возможностям, адаптировать себя, свою индивидуальную жизнь.
И всѐ это делается потому, что до сих пор живуча идея социального происхождения
человека. Суть этой идеи заключается в том, что социум производит индивидуального человека, а индивидуальный человек только пользуется в своей индивидуальной жизни продуктами социальной деятельности.
Порочность этой идеи была особенно ярко продемонстрирована примерами фашистской Германии и коммунистического Советского Союза. Вызывает глубокое сожаление
приверженность многих учѐных идее социальной природы человека, хотя ещѐ К.Маркс в своѐ время понял, что не социум производит индивидов, а он сам является продуктом деятельности индивидов.
Адаптивное отношение к учащихся к усваиваемым возможностям некоторые
современные психологи называют «культуропотреблением». Так вот, именно идеи культуропотребления и социальной адаптации и являются теми причинами, которые создают, воссоздают и усугубляют и социальные, и образовательные проблемы в
российском обществе.
Чтобы изменит ситуацию, необходимо изменить сущность образовательного процесса.
Т.е. учебный процесс доложен стать процессом порождения учащимися новых знаний, культурных образцов и собственных новых способностей. С этой точки зрения, если образование, построенное на идее культуропотребления, можно назвать адаптивным, то образование, построенное на идее культуропорождения, можно назвать неадаптивным.
Учащийся сможет генерировать новые знания в том случае, если он сможет сделать предметом исследования не только предметную ситуацию, но и самого себя, способы своей деятельности. Столкнувшись с предметной проблемой, он сможет еѐ решить, решив прежде психологическую проблему – изменив способы своей деятельности, изменив
собственные способности.
Теория и практика доказывает, что рефлексия как базовая человеческая способность делать себя предметом собственного созидания возникает, формируется и развивается в
совместной деятельности, в общении детей. Поскольку только тогда ребѐнок делает предметом порождения собственную деятельность, когда у него возникает необходимость
координировать собственную деятельность с деятельностью другого учащегося.
Таким образом, в условиях неадаптивного образования ребѐнок, решая предметные
проблемы за счѐт изменения собственных способностей, осваивает главную человеческую способность – способность выходить за любые внешние и внутренние пределы. Это происходит за счѐт конструирования им самим своих новых возможностей. В этих условиях рефлексия является способом выхода за пределы своих возможностей за счѐт
конструирования новых возможностей.
4. Модель школы как неадаптивного образовательного пространства
Неадаптивный образовательный процесс организуется как процесс последовательного самостоятельного решения учащимися учебно-исследовательских проблем. Поскольку
каждое такое решение – это творческий акт, в условиях которого происходит шаг в развитии ребѐнка, в результате которого он сам конструирует себя нового, то это процесс сугубо индивидуальный. Это значит, что он должен быть организован с учѐтом всех возможных индивидуальных особенностей и построен на основании индивидуального учебного плана, индивидуальных учебных программ, индивидуального графика
образования и индивидуального расписания.
Всѐ это совершенно не означает так называемого «индивидуального» обучения «один на один» с учителем. Такая схема была бы самой неудачной для решения тех проблем, которые мы собираемся решить. Поскольку главным звеном в неадаптивном образовании
является общение в условиях порождающей совместной деятельности, то индивидуализация образовательного процесса осуществляется за счѐт так называемых «групп развития». Поскольку каждого ребѐнок имеет, по крайней мере, свой темп развития и свою систему приоритетных учебных дисциплин, то задача индивидуализации обучения решается за счѐт регулярной плановой психолого-педагогической диагностики,
по результатам которой учебные группы регулярно комплектуются и
переукомлектовываются.
Это означает, что базовая структура образовательного пространства школы представляет собой не структуру привычных нам групп постоянного состава, подобранных один раз и
на всѐ время обучения по возрасту или по времени поступления в школу, а учебные
группы переменного состава, подобранные и подбираемые по уровню психического развития. На наш взгляд (и как подтверждает наша собственная экспериментальная практика), принцип «групп развития» вполне соответствует идее А.С.Макаренко о разновозрастных группах со всеми вытекающими отсюда открытыми им преимуществами
воспитательного плана.
Принцип выборности, которые применяется при формировании индивидуальных учебных
планов (выбор учебных дисциплин), при выборе преподавателя, при выборе графика учѐбы (в какое время дня учиться), при выборе форм контроля (зачѐт, защита творческих работ, собеседование, тестирование), при выборе графика обучения (какой предмет в каком году, семестре или четверти проходить и сдавать) является определяющим при организации индивидуализированного учебного процесса.
Всѐ это приводит к тому, что каждый ребѐнок движется своим темпом, в системе своих учебных дисциплин, в содружестве со «своими» педагогами, а потому переходит с одного уровня образовательного процесса на другой не первого сентября и со всеми вместе, а в
любое время учебного года и именно тогда, когда достигает соответствующего уровня развития.
Чтобы всѐ это могло быть эффективно организовано, необходима специальная предметная и психологическая среда. Еѐ особенность заключается в том, что вся школа, все учащиеся, все педагоги, весь управленческий аппарат должны быть постоянно настроены на движение вперѐд, на совершенствование, на собственное творчество, на самостоятельный поиск нестандартных решений, на созидание себя и собственной школы как среды своей жизни собственными руками, на личную ответственность за последствия собственных поступков.
Предметная среда должная быть разработана таким образом, чтобы каждая учебная дисциплина была представлена единой последовательностью учебных проблем, самостоятельное решение которых самим учащимися и составляет главное предметное содержание обучения.
Психологическая среда должна быть организована таким образом, чтобы был обеспечен такой стиль общения с учащимися, когда каждый учащийся без какого-либо исключения постоянно побуждался и устремлялся самостоятельному решению проблем собственного развития, развития ученического и педагогического коллектива, развития школы как
конструируемой учащимися образовательной среды, которая конструирует самих учащихся. К стремлению ставить и решать всѐ более сложные проблемы общества, к
стремлению постоянно быть на самом высоком интеллектуальном уровне современности.
5. Методическое обеспечение
Заключается в освоении технологии конструирования возможностей и разработке системы «сквозных учебных предметов». Эта работа должна осуществляться под непосредственным руководством методической службы, которая в этом проекте играет
ключевую роль.
Поскольку предлагаемая работа для учителей является не только творческой и интересной, но и чрезвычайно сложной, администрацией, и в первую очередь директором, должна быть обеспечена постоянная растущая мотивация,. Следует иметь в виду, что успех проекта на 100% зависит от мотивации педагогического коллектива.
Для этого следует предусмотреть дифференцированную оплату, приѐм на работу на конкурсной основе по контракту, и обязательно под задачи Проекта.
6. Цель проекта
Создать образовательную среду, создаваемую совместными усилиями учащихся и педагогов, которая, в свою очередь, как продукт совместной деятельности формирует
самих учащихся и педагогов.
7. Примерная программа реализации проекта
Результаты работы каждого года.
Первый год
1. Все педагоги школы набраны по контракту под задачи проекта.
2. Все учителя начальной школы в течение года освоили в первом приближении технологию (на учебных дисциплинах «Основы проектирования и конструирования» и «Основы естествознания»).
3. Все учителя общими усилиями разработали каркас системы сквозных учебных дисциплин (от первого класса до выпускного). 4. В результате предварительной плановой регулярной (четыре – пять раз в учебный год)
психолого-педагогическая диагностики оценена динамика учебной мотивации
экспериментальных классов (начальной школы).
5. Учителя средней и старшей школы подготовлены начинать работу в следующем году по технологии конструирования возможностей.
6. Создана методическая служба для перехода в следующем году на систему учебных групп развития.
7. Создана система разработки индивидуального расписания в условиях групп развития.
Второй год
1. По результатам работы прошлого года обновлѐн педагогический состав.
2. В пределах начальной школы введена система групп развития.
3. Учащиеся начальной школы учатся на основании индивидуальных учебных планов и индивидуальных расписаний.
4. В средней школе учителя готовы работать с отдельными детьми в течение года переходящими как из класса в класс, так и переходящими из начальной школы в среднюю.
5. Из отдельных фрагментов системы сквозных учебных дисциплин компонуется более или мене логичная система учебных дисциплин, в которую входят основные дисциплины.
6. По результатам психолого-педагогической диагностики в начальной школе периодически переукомлектовываются группы развития.
7. В начальной школе работает система индивидуального расписания.
Третий год
1. По результатам работы прошлого года обновлѐн педагогический состав.
2. В пределах начальной и средней школы введена система групп развития.
3. Учащиеся начальной и средней школы учатся на основании индивидуальных учебных планов и индивидуальных расписаний.
4. В старшей школе учителя готовы работать с отдельными детьми в течение года переходящими как из класса в класс, так и переходящими из средней школы в старшую.
5. Формируется первый «товарный» вариант системы сквозных учебных дисциплин.
6. По результатам психолого-педагогической диагностики в начальной и средней школе периодически переукомлектовываются группы развития.
7. В начальной и средней школе работает система индивидуального расписания.
8. Начинает работать система индивидуальных графиков обучения для средней школы.
Четвѐртый год
1. По результатам работы прошлого года обновлѐн педагогический состав.
2. В пределах начальной, средней и старшей школы введена система групп развития.
3. Учащиеся начальной, средней и старшей школы учатся на основании индивидуальных учебных планов и индивидуальных расписаний.
4. Все учителя школы готовы работать с учебными «группами развития».
5. Формируется окончательный «товарный» вариант системы сквозных учебных дисциплин.
6. По результатам психолого-педагогической диагностики в начальной, средней и старшей школе периодически переукомлектовываются группы развития.
7. В начальной, средней и старшей школе работает система индивидуального расписания.
8. В школе работает система индивидуальных графиков обучения.
9. В результате школа начинает работать в режиме групп развития, что предусматривает:
индивидуальный учебный план для каждого учащегося, который регулярно
корректируется с помощью «социальной службы»; система индивидуальных учебных программ; индивидуальный график обучения; индивидуальное расписание; оплата педагогов на основании качественных критериев и на основании принципа выборности;
формирование самостоятельности и персональной ответственности учащихся и педагогов за свои результаты и результаты всей образовательной сферы школы в целом; вместо
классно-урочной системы как результат групп развития и специфики образовательной технологии создаѐтся система учебных занятий, время длительности которых зависит от
характера учебной деятельности, а не от звонка в коридоре.
10. Подразумевается, что имеет место программа создания системы внеурочной и внешкольной воспитательной системы в соответствии с духом ответственности,
самостоятельности и личного творчества, царящего в образовательной сфере школы.
http://www.ageyev.kz/ В.В.Агеев