Домашнее обучение: за и против
06.05.2011
Домашнее
обучение со временем становится всё популярней. И всё чаще это совсем не
связано с болезнью детей и показаниями врачей, просто некоторые родители
перестали доверять школе. И скорее не школе, а нынешней обстановке в ней.
Домашнее образование не подразумевает лишь получение школьных знаний, это к
тому же и социальная подготовка. Давайте разберемся, стоит ли всё-таки брать на
себя ответственность за обучение собственного ребенка и насколько полноценен
будет сам процесс и результаты. Итак, приступим.
Свобода выбора
Дети на домашнем обучении имеют возможность
выбора: какую дисциплину, когда и как долго они будут изучать. При этом
общеобразовательные предметы не отменяются, просто они могут варьироваться в
зависимости от возраста ребенка. Кто-то изучит предмет раньше, кто-то позже,
подстраиваясь под интересы ребенка. Плюс в том, что на ребенка никто не
довлеет, и он сам выбирает занятие по настроению на данный момент. Минус в том,
что вся ответственность выбора ложится на плечи малолетнего дитя, правильность
взглядов и поведение которого в детстве должны корректировать родители,
направляя в нужное русло. И если взрослый это делает в плане выбора занятия, то
получается, что и свободы выбора здесь никакой нет.
Физическая свобода и
эффективный график обучения
Казалось бы, нет больше домашних заданий,
школьного расписания и можно подстраивать не свой досуг под занятия, а
наоборот. Безусловно, это удобно. Удобно и то, что можно подстроиться под
биологические часы ребенка, определив пик активности работы мозга. Однако, не стоит
забывать о том, какой смысл в этих случаях будет вкладываться в слово
«дисциплина»? Плюс ко всему, повзрослев, ваш отпрыск будет посещать ВУЗ, потом
пойдёт работать. А там нет понятий «биологические часы», есть понятие «рабочее
время» и к этому тоже надо готовиться постепенно.
Эмоциональное равновесие и
социальная адаптация
Всем известно, что в любой школе всегда
было есть и будет давление со стороны сверстников или старшеклассников,
монотонность каждого дня и конкуренция (особенно среди девочек). Безусловно,
такая проблема может негативно сказаться на психике ребенка. Исследования
показали, что уровень самооценки девочек, находящихся на домашнем обучении,
выше уровня самооценки обычных школьниц. Дома они думают, одеваются и ведут
себя, как хотят, не боясь косых взглядов одноклассников. Тем не менее, есть в
этом свой минус. Во-первых, родители должны учить своих детей выходить из
разных ситуаций – и положительных, и отрицательных. Сидя дома, этому не
научишься, теория тут слабый помощник. А во-вторых, когда ребенок «выйдет в
свет», он всё равно рано или поздно столкнётся с подобными проблемами, которых
он никогда не встречал и которые могут завести его в тупик. Ребенок с раннего
детства должен проводить большую часть своего времени со сверстниками,
чтобы учиться, как вести себя. Когда же ученик вернётся в систему образования,
будучи старшеклассником или студентом, немало времени займёт социальная
адаптация, на протяжении которой ребенок будет чувствовать себя дискомфортно.
Крепкие семейные отношения
Безусловно, домашнее обучение укрепляет
отношения между чадом и родителями: они имеют возможность наслаждаться общением
друг с другом столько, сколько нужно обеим сторонам. Это приводит к лучшему
взаимопониманию. Недостаток в том, что и ребенку, и его близким нужно отдыхать
друг от друга, ведь даже самое вкусное на свете варенье может приесться. Второй
минус – если ребенка обучают не родители, а репетиторы.
Отдых
Здоровый сон в нашей жизни имеет огромное
значение для эмоционального и психического благополучия, особенно это касается
маленьких детей, которым врачи советуют высыпаться и как можно дольше сохранять
полуденный сон. Это, конечно, плюс для тех детей, чьи биологические часы с
раннего утра «спят непробудным сном». Однако, здесь можно опять сказать о
дисциплине и о вырабатываемой со временем лени.
Размеренный труд
Дети на домашнем обучении за несколько
часов могут выполнить задания, на которые в школе отводятся недели. Здесь
факторов много: никто не пихает в бок; сосредоточен на задании, а не на новом
плеере соседа; ребенку не вдалбливают то, что он не способен уловить на слух, а
он может несколько раз перечитать абзац с правилами и т.д. Для
ученика-надомника нет понятия «домашнее задание», которым по полной катушке
нагружают в школе, не успевая пройти материал на уроке. По сути, для него все
задания домашние и он может их выполнять размеренно и более эффективно.
Выбор предметов по интересам
Система домашнего образования подразумевает
выбор занятий, которых нет в программе обычной школы – садоводство, живопись,
дизайн… Каждый раз можно пробовать что-то новое. Но при посещении
общеобразовательной школы никто не отменял кружки и секции, в которых
проводятся занятия по интересам.
Временные и финансовые
ограничения
Обучение вне школы подразумевает огромный
труд родителей, которые должны будут найти весь нужный материал и готовиться к
каждому занятию. Кроме того, посещение библиотек и различных мероприятий,
которые займут львиную долю времени. Огромный минус – вопрос финансирования.
Если для домашнего обучения чада вы наняли репетиторов, немалая часть вашего бюджета
уйдёт в его фонд. Если же вы сами заняты своим ребенком, значит вы сами
жертвуете своей карьерой, сидя дома и проживая на одну зарплату супруга. В
наиболее частых случаях это большая проблема.
Домашнее обучение – вне «нормы»
Если вы выбрали для своего чада домашнее
обучение, то и вы, и ребенок должны быть готовы к тому, что большинство людей
(и взрослых, и детей) будут воспринимать это с некоторой опаской, ведь обучение
на дому – не «норма», а значит, возникнет интерес: «Почему он не посещает занятия
вместе со всеми, наверное, что-то с ним не так».
Огромная ответственность
Вся ответственность за вашего ребенка
отныне ляжет на вас. Если раньше можно было обвинить учителя в том, что ученик
не знает его предмета, то теперь вина будет лежать только на плечах родителей.
От вас потребуются не только знания самой науки, но и умение доступно изложить
и объяснить. А полноценными знаниями школьной программы может похвастать очень
малый процент взрослых. В любом случае ребенок рано или поздно вернётся в
систему образования. И даже если вы считаете, что ваше чадо знает всю школьную
программу от и до, совсем не факт, что он сможет пройти общепринятое
тестирование, в котором могут быть специфические задания.
Мы рассмотрели все доводы – за и против домашнего обучения. Теперь выбор за вами: если вы уверены в своих силах, имеете достаточный объём знаний, в состоянии обеспечить своему ребенку социальное развитие и способны пожертвовать собственной карьерой – дерзайте! И у вас всё получится!
Татьяна Шевченко
Рубрика: Без школы
Анскулинг - как же это сделать?
О, это сложная часть. Потому что единственного правильного пути не существует. А родители, которые только начинают, всегда хотят знать, как.
Мы-то это сделали, да, но мы, если честно, тоже всё ещё находимся в поисках ответа.
Так почему же нет этого единственного правильного ответа? Да потому что все дети разные. У каждого — свои интересы, способности, цели и окружение. Что бы вы сказали, если бы кто-то заявил вам: есть только один способ прожить твою жизнь, только один способ делать твою работу? Вы бы этого «кого-то» возненавидели. Потому что это несвобода. И уж точно это совсем не весело.
Так вот, если я расскажу вам об анскулинге всё-всё, я отберу у вас свободу поиска и всё веселье! Самое большое удовольствие — это искать ответы на все эти миллионы вопросов.
http://www.domrebenok.ru/blog/gid-po-anskulingu-dlya-nachinayushchikh-prodolzhenie/
Говоря так, я, однако, предложу некоторые идеи и расскажу, как занимаемся анскулингом мы, чтобы и вы могли придумать, как начать. Но это только идеи, и я делаю это, чтобы вдохновить вас.
1. Наш 16-летний ребенок решил, что он хочет в колледж, так что сейчас он самостоятельно готовится к экзаменам, проходит несколько бесплатных он-лайн курсов, пишет эссе для колледжа. Ну а еще он учится программированию и 3D-анимации, потому что ему это нравится. И играет на гитаре.
2. Наш 13-летний ребенок хочет преуспеть в математике, поэтому он учится в Khan Academy. А еще он увлекается оригами и мастерит браслеты, читает книги для подростков и комиксы, играет на пианино, гуляет в парке и играет там в баскетбол, и с удовольствием учится готовить.
3. Наш 6-летний ребенок любит читать о волках и часто делает вид, что он волк, волшебник и оборотень. Он любит играть и читать с нами, выдумывать истории и рисовать. Он здорово разбирается в математике, несмотря на то, что мы всерьёз с ним этим не занимаемся.
4. Наша 6-летняя дочь любит, чтобы ей читали, сама читать она не желает. Хотя учится читать в играх с нами. Не любит математику, но через игры учится. Она строит башни и крепости, любит играть на улице, и в этих играх она — хозяйка магазина или ресторана.
Сила вопросов. Когда дети задают вопросы — это прекрасная возможность что-нибудь выяснить. Мы ищем ответы вместе, в книге, в библиотеке.
Ваши знакомые — это удивительный ресурс! Если ваш ребенок хочет стать поваром, возможно, вы знакомы с владельцем ресторана или шеф-поваром? Если ваш ребенок хочет придумывать игры для iphone, может быть, у вас есть знакомые программисты? А вы случайно не знаете какого-нибудь морского биолога, на случай, если ваш малыш захочет стать ученым? И так далее. Знакомьте детей с интересными людьми.
Игры — наши лучшие друзья. Играйте во все игры. Не беспокойтесь о том, научат они чему-нибудь или нет. Пусть дети получают удовольствие. Они поймут, что жизнь может быть игрой, и что через игру можно учиться.
Весёлые проекты. Работа над научными проектами, творчество — всё это может принести много-много радости.
Следуйте интересам. Если ребенок чем-то заинтересован, пойдите вместе с ним еще глубже, ну и, конечно, поиграйте.
Отмените школу (deschool). Если вы — новичок в анскулинге, а ваш ребенок какое-то время ходил в школу, иногда здорово отменить учебу вообще. Это означает какое-то время совсем не интересоваться процессом обучения — пару недель или пару месяцев. Главная цель — отключить ребенка (и вас) от школьного эгрегора, этой школьной мыслеформы, а это может быть очень сложно. Мы привыкли думать в школьных терминах. Мы думаем, что нам нужно быть продуктивными учителями и учениками, что учиться можно только так и никак иначе, что дети ничего нового не узнают, носясь и играя, ведь никакой ценности в этом нет! Все это, конечно, мусор, так что возьмите паузу и выбрасывайте лишнее из головы.
Расширяйте их горизонты, раздвигайте границы. Научитесь давать детям разнообразные стимулы — пусть книги и журналы лежат по дому, компьютер или телевизор показывает программы об интересных вещах, пусть не пылятся настольные игры. Выходите на улицу и изучайте свой город, встречайтесь с разными людьми, находите полезности в интернете вместе. Это поможет детям исследовать новое — даже если поначалу им будет не интересно, они научатся делать открытия.
Учитесь на ходу. Самое важное, что вам нужно выяснить, — а что сработает у вас? Пробуйте разные вещи. Играйте. Делайте что-то. Выходите за порог и встречайтесь с людьми. Получайте удовольствие, изучая новое. Удовольствие, всегда только удовольствие, никакой тяжёлой работы (только если это крайне забавно), никаких сверхусилий. Всё в меру.
Будьте терпеливыми. Вы не увидите «результаты» сразу. Ребенок будет меняться со временем, когда увидит, что учиться — весело, и можно делать это все время, и все время по-разному. Также вы можете начать впадать в отчаянье из-за того, что ребенок не хочет учиться-читать-писать. Не стоит. Сделайте наоборот! Дайте ему играть на гитаре, пусть играет, читает, комиксы разглядывает, по улице бегает.
Доверие очень важно. Это тяжело поначалу (мы вот до сих пор учимся), но очень важно! Важно доверять ребенку, верить, что он может учиться сам, с минимальным контролем и наставничеством, и что если ему интересно что-то, он может узнать об этом все! Мы все думаем, что учиться сами дети не могут, но они могут.
Я должен отдать должное моей жене Еве, большую часть времени детьми занимается она, и она гораздо лучше меня знает, что такое анскулинг (Ева просто великолепна, хоть и не признает этого). Она прочитала больше книг и сайтов на тему анскулинга, чем я, и ежедневные заботы ложатся на ее плечи (я помогаю столько, сколько могу). Также я благодарен моей потрясающей сестре Кэт, которая вдохновила нас на анскулинг, она одна из самых замечательных мам, которая занимается анскулингом со своими детьми.
Но это далеко не полное руководство. У меня нет опыта и знаний, чтобы написать такое. Есть люди, которые гораздо дучше разбираются в этой теме, и я могу предоставить вам список сайтов и книг, которыет помогут вам приступить к делу (многие из них посоветовали Ева и Кэт)
http://www.domrebenok.ru/blog/gid-po-anskulingu-dlya-nachinayushchikh-prodolzhenie/ - ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ ЗАГЛЯНУТЬ НА САЙТ.