Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 17.04.2024, 23:07 |
Школа Нового Времени | |
Приветствую Вас Гость |
|
Программа Школы Нового ВремениПрограмма Школы Нового Времени Принципы, цели, содержание и методы обучения Общие принципы обучения К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
Цели образования Психологические особенности одаренных детей обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков во всех предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их ярко выраженных интересов. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты. Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной - подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:
Содержание образования В обучении одаренных применяются пять основных подхода к разработке содержания учебных программ.
Нет разделения на классы, связанного с возрастом обучения. Но учитывается предыдущая подготовка ученика. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию.
Углубленное изучение предмета происходит в соответствии с индивидуальным интересом учащихся на базе научных кружков по предмету, факультативов, семинаров, самоподготовки. Дети, компетентные в определённой области знаний, выступают в качестве учителей в момент погружения класса в предмет. Свободная, безоценочная форма обучения исключает перегрузки и, как следствие, физическое и психическое истощение учащихся.
Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 5.Самопознание. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в знакомстве с психологией, самоанализом, тонкими планами бытия. При этом используются оригинальные объяснения, пересматриваются имеющиеся сведения. Происходит поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Для этого предполагается ввести ряд новых предметов: логика, психология. Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин могут оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе и др. Методы и средства обучения Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, таблицы, плакаты, эксперименты). А так же широкое использование энциклопедий и хороших обучающих предметных книг, не разбитых по классам («физика для любознательных», «развлекательная химия» и пр). В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью. Формы обучения Обучение одаренных детей может осуществляться на основе новых прогрессивных авторских методик. Приведу краткое описание некоторых особенностей таких методик: Школа Михаила Петровича Щетинина: Постоянно умиротворённые лица учеников и преподавателей (трудно определить, кто есть кто) свидетельствуют о счастливой жизни детей. Впечатление стороннего наблюдателя (мой сын заезжал в школу для ознакомления): Вежливые, с осмысленным взглядом. Они постоянно находятся в творчестве, улучшают свои достижения. Воспитание основано не на кнуте и прянике, а на понимании того, для чего нужно обучение. На уроке хореографии девочки под музыку выполняют необходимые движения. Одна из них остановилась, присмотрелась к движениям подруг и влилась в общий круг. Нет принуждения, криков, понуканий со стороны преподавателей. В классе спокойно, не смотря на то, что ученики постоянно переговариваются, обсуждают задания, помогают друг другу. Здесь нет противостояния взрослых и детей. Деловая, творческая, доброжелательная атмосфера. Основные особенности школы: Школа – интернат. Безоценочное обучение. Изучение основных предметов методом погружения. Разновозрастные группы детей. Обучение проходит не по школьным учебникам. Здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике. Дети учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью. Сайт: http://rodova.narod.ru/ Ноосферное образование: Система, которая соответствует требованиям времени, способная решать задачи скоростного обучения детей без нагрузок называется ноосферное образование. Система была разработана академиком РАЕН Н.В. Масловой. К великой радости, психологический подход, на котором базируется ноосферное образование, работает с первой встречи с ребенком. Наше общение мы начинаем с обращения к высшему потенциалу каждого ребенка и подростка, с установления комфортной зоны общения с ним, с установления поля любви. Какое благородное удивление и радость испытывает ребенок, когда впервые в своей жизни он узнает, что он тоже что– то может, знает и умеет, Базовым понятием в этой системе является создание поля любви, т.е. любви безусловной, позволяющей каждому включиться в процесс самопознания, самоактуализации, самопринятия. Разработаны Биоадекватные уроки. Биоадекватный урок начинается созданием безопасной обстановки, стимулирующей мотивацию проявления любознательности. Эмоциональность речи учителя- это непосредственное обращение к правому полушарию с посылом к эмоциям в долговременной памяти. Фазы релаксации чередуются с фазами активации. В фазе релаксации, при закрытых глазах активируются периферическое зрение- субстрат для воспроизведения образов из долговременной памяти, целенаправленно вовлекаются в процесс восприятия все органы чувств. Стимулируется центральное и периферическое зрение. Природосообразная технология построена на раскрытии личностного потенциала ребенка. Учебная информация при помощи методик, воспринимается, усваивается, не нарушая естественных циклов работы организма, что позволяет назвать этот процесс – сбережением здоровья. В процессе обучения включается также и тело, так как оно является биологической антенной, а каждая клетка – хранилище информации. Занятие становится открытием себя, учит быть в гармонии собой, понимать себя и окружающих. сайты: http://raen-noos.narod.ru/, http://www.noosfera-education.com/article.php?id=17 На базе этих и других технологий, предлагаю собственную методику, которая включает элементы приведённых авторских методик и дополняется моими методиками. Перечислю особенности своей методики:
Так же возможна работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения, которая предполагает использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения, домашнего обучения). При этом одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Здесь предполагается наладить связь с соответствующими институтами, кафедрами, отдельными преподавателями. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Одаренные учащиеся привлекаются к совместной работе с педагогами, одновременно изучая выбранный предмет факультативно. Факультатив ведёт преподаватель, подготавливая тем самым новых консультантов по данному предмету из числа учеников. Совместная педагогическая работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. В тот период, когда класс переходит к погружению в данный предмет, ученик помогает учителю на уроке. Он делает доклады, участвует в коллоквиумах, лабораторных работах, решении задач, показе материала, театрализации и прочем. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей. Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Данная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы обучения должна оцениваться с позиций пользы для учеников, сохранения здоровья, развития физиологии, интеллекта, нравственности, культуры в целом. Леванович Мила. e-mail: levanovich.ru@mail.ru сайт: www.detiindigo.ucoz.kz ; Группа: https://vk.com/obuchenie_detey |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |