Раньше я считал своей основной работой не
преподавание, а личные уроки. Психологическое внимание необходимо большинству детей, но
среди наших всегда находились только что пришедшие из других школ, и личные
уроки были направлены на то, чтобы ускорить их адаптацию к свободе. Если
ребенок весь внутренне зажат, он не может сам приспособиться к состоянию
свободы.
Личные уроки — это неформальные разговоры
у камина. Я усаживался у огня с трубкой в зубах, и ребенок, если хотел, тоже
мог курить. Сигарета часто помогала сломать лед между нами.
Образование в
Саммерхилле по сравнению со стандартным образованием Я полагаю, что цель жизни состоит в том, чтобы найти
свое счастье и, следовательно, найтисвой
интерес в жизни. Образование должно бы стать подготовкой к жизни. Наша
культура,однако,, не слишком в этом
преуспела: наши образование, политика и экономика ведут к войнам. Наши
лекарства не в силах справиться с болезнями. Наша религия не может победить
ростовщичество и грабеж. Наш хваленый гуманизм до сих пор позволяетобщественному мнению одобрительно относиться к
варварскому спорту — охоте. Достижения нашего века сводятся к техническому
прогрессу: к изобретению радио и телевидения, электроники, реактивных самолетов. Нам
грозят новые мировые войны, поскольку мировое общественное сознание остается
примитивным.
Взгляд на Саммерхилл Опишу типичный день Саммерхилла. С 8.15 до 9 —
завтрак. Дети и сотрудники берут себе завтрак на кухне и несут в столовую. Предполагается,
что к началу уроков, в 9.30, постели будут застелены. . В начале каждого семестра
вывешивается расписание. Так, в лабораторииу
Дерека 1-й класс занимается по понедельникам, 2-й класс — по вторникам и т. д.
(1). Похожее расписание у меня по английскому языку и
математике, у Мориса — по географии и истории. Младшие дети (7 — 9 лет) обычно большую часть
первой половины дня проводятсо своим
собственным учителем, но они тоже посещают занятия по естественным наукамили Комнату искусств.
Психология — в этой области никто не
знает слишком много. Внутренние пружины человеческой жизни по-прежнему в основном
скрыты от нас. С тех пор как гений Фрейда вдохнул в нее жизнь, психология
продвинулась далеко, но все же она еще остается молодой наукой, только намечающей очертания
берегов неизведанного континента. Лет через пятьдесят будущие психологи, наверное,
улыбнутся нашему нынешнему невежеству. С тех пор как я оставил теоретическую
педагогику и занялся детской психологией, мне пришлось поработать с самыми разными
детьми: поджигателями, ворами, лжецами, теми, кто мочился в постель, и теми, кто
страдал приступами ярости. Годы напряженной работы убедили меня, что я довольно мало знаю о
движущих силах жизни. Я уверен, однако, что родители, которые имеют дело только с
собственными детьми, знают гораздо меньше, чем я.