На сегодняшний день считается, что совершать ошибки плохо,
иногда преступно, в любом случае совершение ошибки осуждается. Мы сильно
зависим от оценки нашей деятельности со стороны окружающих и планомерно
развиваем эту зависимость в детях. Возможно, это будет неожиданно для многих,
но предлагаю рассмотреть положительную самоценность ошибки.
Что такое ошибка – это неверно выполненное действие. Если
рассмотреть школьное обучение, то неправильно написанное слово – ошибка,
неверная сумма слагаемых – ошибка. Следовательно, ученик не усвоил урок, не
понял тему, не научился складывать. Ошибка выявляет область незнания. Теперь
можно заполнить эту область информацией. Возможно, форма подачи знаний не
достаточно совершенна – нужно изменить
форму подачи, сказать по новому, по-другому. Таким образом, ошибка, неверный
ответ является ценным сигналом проверки знаний. Благодаря ошибке можно
подкорректировать изложение материала, посмотреть под другим углом на
излагаемую тему.
Это в учебной деятельности. А если рассмотреть это более
широко. Какое следствие имеет ошибка во взрослой жизни? Забыл выключить утюг –
пожар, накричал на ребёнка (педагогическая ошибка) – тот заболел. Кажется, что
положительная ценность ошибки с годами стремится к нулю. Но вот замечательный
педагог, организатор рассказывает мне такую историю: - «Проводим мы
конференцию, и всё проходит замечательно, всё идёт по плану, как задумано, на
высоком уровне, в душе полное удовлетворение. И вдруг, неожиданное заявление,
что все доклады читают на русском языке, совершенно не звучит государственный
язык. Понимаю, что это ошибка с моей стороны.
Резкое повышение давления, в глазах всё помутнело, прошу вызвать скорую
помощь, увозят в больницу». Что это как не завышенная зависимость от внешней оценки.
Человек творческий, постоянно занимающийся саморазвитием, привык к высокой оценке
своей деятельности, вдруг неожиданно получает замечание со стороны
человека, который тоже хочет быть выделен, отмечен как бдительный исполнитель
гос. политики, наставлений чиновников.
Если мы посмотрим на любую производственную деятельность, на
любой коллектив, то увидим, что зависимость от внешней оценки является
постоянным источником неприятности, огорчения, срыва, потери здоровья. От чего
бывают инфаркты?
Может показаться, что оценка необходима для устранения
ошибок в работе. Если согласится, что ценность ошибки в её устранении, то
кому-то то нужно заметить ошибку. Заметить ошибку, но не снизить оценку из-за
ошибки. Не потому ли мы так болезненно реагируем на любое замечание, что нас
десять лет наказывали в школе за ошибки.
Современные молодые бизнесмены учат использовать ошибки в
ведении бизнеса для обучения. Учат не останавливаться, при неудаче, а двигаться
вперёд, сделав выводы и устранив ошибки. Труднее всего это выполнить отличникам.
Они оказались менее пригодными для перемен и самостоятельного ведения бизнеса.
Но самый большой вред
оценки в том, по-моему, что теряется ориентир деятельности. Ценность знаний
заменяется ценностью оценки. Дети учатся для отметки, для учителя, а не для
себя, не для познания нового. Считаю, что это одна из причин угасания интереса
к обучению с годами у школьников.
Безоценочное обучение направляет внимание школьников на
выполнение поставленной цели, на получение интересной и новой для себя
информации, приобретение новых навыков, проявление индивидуальности. Таким
образом ребёнок получает удовольствие от самого процесса обучения, а не от
сомнительного результата в виде оценки. Именно оценкой похвастается ученик в
первую очередь перед родителями, а не тем, как дружно они с ребятами нашли
решение задачи, как приятель вовремя подсказал новый путь выполнения задания,
как ловко они сделали это вместе. Коллективное творчество, умение понимать и
поддерживать друг друга, успехи других учеников остаются за бортом на фоне
индивидуальной оценки.
В школьной практике оценка используется как стимул к
изучению, но дети не нуждаются в стимулировании познавательного процесса.
Любопытство и интерес к новому заложен в каждом ребёнке предусмотрительной природой
матушкой. Снижается же интерес к обучению при психологическом давлении на
ребёнка. Когда ученика ругают, обзывают, унижают, наказывают, стращают и
оценивают, трудно сохранить желание ходить на занятия. Длинные скучные уроки,
сидение за партой без движения, строгая обстановка, нотации и весь арсенал
«педагогических» приёмов в большинстве школ убивает ученика в ребёнке.
Пропадает желание учиться, но остаётся интерес к новому.
Новизна жизни разлита вокруг детей в разных вариантах. Они погружаются в изучение
свежих ощущений в запретной сфере. Там знания приходят в непринуждённой беседе
среди сверстников и соседской шпаны. Поощряется крепкое словцо и плевок сквозь
зубы.
Чтобы уберечь детей от влияния улицы, нужно вернуть им
интерес к обучению, а не к оценки за обучение. Интересные развлекательные
уроки останутся в памяти каждого ученика
в полном объеме. Любой ребёнок проявит активность в дидактической игре, групповом
обсуждении, обучающей сценке. Есть много интересных форм проверки знаний:
диктант, викторина, олимпиада, обсуждение, коллоквиум, ролевые игры, КВН,
подготовка к празднику… их очень много, не стоит перечислять.
Пусть дети учатся, получая на уроках удовольствие от
полученных знаний и искусства учителя преподносить материал разнообразно и увлекательно.
Источник: http://книга для "продвинутых" родителей "Новая Школа" |