текст Ларисы Рядновой.
Занимаемся с Вадимом сейчас тем, что сами монтируем
промежуточную версию фильма об
экопоселениях, где успели побывать, с несколькими лучшими интервью и фото. Еще
фото для клипа на песню Олеся отбираем,
обучающий ролик по самостоятельному изготовлению кукол из веревки монтировать собираемся.
Поэтому времени на детальное описание нет, напишу коротко о
вопросах образования детей Синегорья.
Но сначала напомню о многодетной семье из Ковчега, у которой
мы побывали в гостях и узнали о том, что родители получают на детей деньги.
В семье трое из 4-х детей на семейном обучении. Выплачивает
государство на каждого ребенка по 5 тыс.
рублей в месяц. Но поскольку семья многодетная, еще по 2 тыс. рублей доплата
идет. Вот и получается 21 тыс. рублей каждый месяц. Да плюс еще есть и другие
ежегодные разовые выплаты.
В Синегорье картина с образованием следующая.
Порядка 30 детей учится по нестандартной программе в лицее, где начинал свою деятельность М.П.
Щетинин. Лицей находится в Азовской в нескольких км от поселения.
Другие получают домашнее образование, называемое «семейным» (не экстернат).
Привожу для справки текст, найденный мною в интернете на эту тему. В нем - суть этого
образования и шаги к его воплощению в жизнь.
Еще в 1992 году Закон уравнял несколько форм образования:
государственное, экстернат, семейное и самообразование. В 52-1 статье Закона
сказано, что право дать ребенку образование в семье предоставляется всем
родителям (или лицам, их заменяющим).
Министерство образования РФ в 1994 году утвердило "Примерное
положение о получении образования в семье”. Согласно положению, перейти на
семейную форму получения образования можно на любой ступени обучения. И
наоборот, в любой момент есть возможность продолжить образование в школе.
Домашнее образование - это форма обучения для больных детей,
к которым должны приходить учителя из общеобразовательной школы.
Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями
по организации семейного образования регулируются законом и корректируются
договором.
Родители информируют школу о том, кто будет обучать детей
(это могут быть как сами родители, так и приглашенные преподаватели) и
определяют совместно со школьной администрацией возможности их участия в
промежуточной и итоговой аттестации.
Важно знать, что администрация обязуется составить расписание
контрольных и аттестационных экзаменов (с точным указанием даты, времени и даже
места их проведения)!
Дети, которые получают образование в семье, должны быть
зачислены в школу на общих основаниях по заявлению родителей с указанием
выбранной формы обучения.
Личная карта ребенка и результаты промежуточной и итоговой
аттестаций сохраняются в школе на протяжении всего срока обучения. Так что ваш
ребенок, как и любой другой, будет "приписан” к совершенно конкретной школе.
Государство разрешило эту форму, но не поддерживает ее. При
переходе на семейное образование родители сталкиваются с препятствиями, прежде
всего со стороны чиновников, директоров школ и
учителей, которые либо просто не знают о такой форме обучения, либо не
одобряют ее, либо просто не хотят брать на себя ответственность.
Часто желание родителей перевести ребенка на семейное
обучение встречает агрессивный отпор с их стороны.
Даже в крупных городах практика такой формы образования
пробивает себе дорогу с трудом. Что говорить о глубинке? Многие педагоги хотя и
знают о существующем "Положении”, не представляют, что и как фактически нужно
делать.
Поэтому те, кто столкнулся с подобной ситуацией, советуют
родителям:
· Во-первых,
приходить к директору с уже готовой, проработанной моделью.
· Во-вторых,
разговаривать четко по пунктам.
·
В-третьих, с самого начала
постараться сделать учителей своими союзниками
Объясните им, что вы забираете ребенка не потому, что
сомневаетесь в их профессионализме.
Причины для этого могут быть разными. Например, серьезные занятия,
спортом, или живописью, которые требуют огромного труда и времени. Или
сложности с адаптацией ребенка в детском коллективе…
Нормальные люди обязательно пойдут вам навстречу. Главное -
найти верный тон в отношениях.
Родителям выдается учебный план для каждого класса, где
четко прописано, что аттестация будет проходить по конкретному учебнику.
Программа по каждому предмету построена так, чтобы помочь подготовиться к
поступлению в соответствующий вуз.
В школе ребенок практически не может выбрать то, что ему
нужнее всего, а остальные предметы изучать в сокращенном объеме, а в семейном
образовании это возможно!
Согласно "Положению”, поскольку ребенок, переведенный на
семейную форму обучения, остается таким же учеником, как и все остальные, школа
предоставляет ребенку учебники и литературу, имеющуюся в библиотеке;
обеспечивает необходимую методическую и консультативную помощь; осуществляет
промежуточную и итоговую аттестации - принимает
годовые и выпускные экзамены.
Порядок и формы промежуточной аттестации оговариваются с администрацией заранее!
Проверять знания вашего ребенка могут каждую четверть. В
этом случае он приходит на четвертные контрольные или зачетные работы раз в
полугодие или раз в год.
Опыт показывает, что четвертные проверки неудобны и
нецелесообразны: бывает, что ребенок увлекается и забегает далеко вперед, но не
осваивает несколько тем, которые в школе изучаются именно в данной четверти.
Оптимальной многие родители считают проверку раз в год - как
правило, это итоговые контрольные, диктанты, которые показывают, что ребенок
усвоил весь объем материала.
Кстати, имейте в виду, что родители имеют право
присутствовать на итоговых экзаменах! Это особенно актуально в случае, если
отношения с педагогами и администрацией школы напряженные - если возникнет
необходимость апелляции, вам будет легче сформулировать свои претензии.
Ребята сдают экзамены за 9 и 11 классы в общем порядке и получают аттестат
государственного образца. Так же, как и остальные, эти дети могут претендовать
на золотую и серебряную медаль.
Семейная форма обучения имеет ряд существенных преимуществ.
Прежде всего, такое
образование стимулирует познавательную активность посредством самостоятельного обретения знаний, не
«убивает» желание учиться.
Но самое важное, что семейное образование по-настоящему
объединяет родителей и детей!
В Синегорье я общалась
с несколькими детьми, занимающимися по этой системе. Задавала разные
интересующие меня, как маму своей дочки, вопросы.
На вопрос «Нравится ли не ходить в школу и учиться
самостоятельно?» дети давали очень положительный ответ :) Программа ими
проходится легко, зачеты и контрольные сдаются
без проблем, родители помогают
объяснять только некоторые отдельные темы, остальное - все сами.
Причем времени на обучение
в течение дня уходит часа 3.
Учебные предметы по
желанию ребенка осваиваются поэтапно: можно, например, сначала только
английским заниматься, потом только математикой, потом русским языком…
Скучать дома совсем не приходится. Помогают по дому старшим,
гуляют на природе и со своими любимыми питомцами, общаются со сверстниками.
Совместные мероприятия поселения, детские мероприятия и дружеские встречи есть
в достаточном количестве, чтобы не чувствовать себя оторванными от жизни.
Некоторые дети в поселении успевают не только учиться, но и
музыкой заниматься, танцами.
Поскольку Синегорье - поселение «молодое», то и образовательное пространство для детей с
родителями пока только в проекте. В
ближайшем будущем будет создан «Центр
Родового Творчества». Для этого на одной из полян будет построено специальное
здание.
А пока совместное
общение взрослых и детей, начавшиеся уроки творчества (рисования) помогают
постепенно сплотить всех тех, кому не безразлично будущее своих детей и поселения
в целом.
Изучая вопрос выплаты государством пособия
при семейной форме обучения, я
нашла статью с текстом о личном опыте обучения своих детей одной конкретной
семьей.
Статья понравилась и «пролила свет» на многие вопросы.
Ниже привожу часть о вопросе оплаты, а полностью
ознакомиться с ней вы можете на http://vedrus.narod.ru/education/
Вопрос оплаты
Данный вопрос актуален для семей с малым и средним
достатком. Поскольку выплата денежных средств родителям предусмотрена законом,
то она не зависит от того, включен или нет в проект договора между школой и
родителями пункт об оплате, и тем более не зависит от "желания"
конкретных чиновников.
Федеральный закон об оплате говорит следующее:
"Родителям (законным представителям), осуществляющим
воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются
дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого
ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или
муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том
числе ведомственными) и местными нормативами финансирования.
Выплаты производятся за счет средств учредителей
государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих
типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального
профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного
законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат
социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый
подоходным налогом доход граждан" (п.8 ст.40 Закон РФ "Об
образовании").
Поэтому, если чиновники управления образования или
администрации местного самоуправления отказываются Вам платить, ссылаясь на
какие-то местные или ведомственные документы, обращайтесь в суд.
Вы своего добьетесь, т.к. закон на Вашей стороне.
На самом деле родителям частично возвращаются их же деньги,
которые система отнимает через завуалированное и запутанное налогообложение.
И так, с правом на оплату труда родителей ясно. А вот на
вопрос, сколько Вы будете получать, если переведете своего ребенка на семейную
форму образования, ответить не так просто. И дело не только в том, что система
старается не афишировать данные о размере выделенных из госбюджета средствах на
обучение одного ребенка (это посчитать не сложно).
И даже проблема не в "местных нормативах"...
Первопричина в том, что примерно около 40% средств, выделяемых государством на
обучение детей, до детей не доходит! и идет на содержание самой системы. Именно
отсюда следует со стороны системы сознательное запутывание и сокрытие
информации.
Ряднова Лариса. http://www.rodoposelenia.ru/
|