1.Название проекта ШКОЛА КАК ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА, КОНСТРУИРУЮЩАЯСЯ УЧАЩИМИСЯ И ПЕДАГОГАМИ, И ФОРМИРУЮЩАЯ ИХ САМИХ 2. Актуальность проекта Заключается в необходимости преодоления критической ситуации в системе российского образования, отражающей кризис социальной жизни общества в целом. Наложившееся на образовательные проблемы отсутствие приемлемых ценностей, несформированность мировоззренческих установок, разрыв единого межчеловеческого пространства и межнационального общения, обострение противоречия между поколениями, живущими несовместимыми жизнями, резкая криминализация общества, в том числе молодѐжи, бросающееся в глаза противоречие между очевидной для каждого самоценностью человека и его материальной стоимостью как главным критерием успешности в современной жизни, всѐ это делает сегодняшнюю молодѐжь «потерянным поколением». Молодѐжь потерянного поколения не может найти дорогу к себе. Не приемлет старых ценностей, но не имеет новых. Не хочет жить по указке, но не знает, как она хочет жить. Человек перестал быть ценностью в обществе, знающем только вещные ценности. Душа противопоставлена рублю. Это разрушает изнутри молодого человека, который не видит никакого выхода из суетливой борьбы за выживание. Необходимость топтать другогоуничтожает внутреннюю сущность. На самом деле проблема заключается в том, что социальный способ адаптивной, приспособительной жизни людей исчерпал себя, вошѐл в резкое противоречие свнутренней свободой человека. На этом фоне, как бы не замечая происходящего, система образования продолжает пытаться проводить обанкротившуюся стратегию. Эта стратегия основана на понимании образования как социального института трансляциисоциально-культурных норм. Непонимание порочности этого пути к духовной катастрофеуже привело к тому, что образование из фактора, стимулирующего человека к развитию, превратилось в фактор, подавляющий человеческую личность. Главным показателем ошибочности, даже порочности образовательной стратегии являетсямощная тенденция подавления учебным процессом учебной мотивации детей. Этатенденция является ярким примером бессилия современного образования перед лицом серьѐзнейших социальных проблем. 3. Концепция проекта Психологическая причина имеющих место социальных противоречий и образовательныхпроблем заключается в следующем. Человек - это особое существо. Особенность его заключается в том, что возможности своего существования он создаѐт сам. И если лишитьего этой возможности и вынудить строить свою индивидуальную жизнь по правилам,которые он не создавал, то рано или поздно это приведѐт к внутреннему конфликту. Именно такой конфликт мы и имеем сегодня как в обществе в целом, так и в системахобразования (сегодня эта проблема характерна для всех систем образования всех странмира, только об этом не говорят широко). Этот конфликт порождается и усугубляется теми же самыми принципами, на которых построено современное образование. Главнымиз них является принцип трансляции социально-культурных образцов новым поколениям. Если образование понимать как способ получения ребѐнком новых возможностей, то напрактике это означает, что новые возможности (знания, умения, навыки или любые другие социально-культурные образцы поведения и мышления) в современных системахобразования ребѐнок приобретает адаптивным способом для того, чтобы адаптироваться всоциум и вести адаптивный образ жизни. Любой учебный процесс организован таким образом, что ребѐнок заимствует у социума(т.е. присваивает) новые возможности, но не создаѐт их сам. Тем самым, он вынужденадаптироваться к новым возможностям, адаптировать себя, свою индивидуальную жизнь. И всѐ это делается потому, что до сих пор живуча идея социального происхождения человека. Суть этой идеи заключается в том, что социум производит индивидуальногочеловека, а индивидуальный человек только пользуется в своей индивидуальной жизнипродуктами социальной деятельности. Порочность этой идеи была особенно ярко продемонстрирована примерами фашистскойГермании и коммунистического Советского Союза. Вызывает глубокое сожаление приверженность многих учѐных идее социальной природы человека, хотя ещѐ К.Маркс всвоѐ время понял, что не социум производит индивидов, а он сам является продуктомдеятельности индивидов. Адаптивное отношение к учащихся к усваиваемым возможностям некоторые современные психологи называют «культуропотреблением». Так вот, именно идеикультуропотребления и социальной адаптации и являются теми причинами, которыесоздают, воссоздают и усугубляют и социальные, и образовательные проблемы в российском обществе. Чтобы изменит ситуацию, необходимо изменить сущность образовательного процесса. Т.е. учебный процесс доложен стать процессом порождения учащимися новых знаний,культурных образцов и собственных новых способностей. С этой точки зрения, еслиобразование, построенное на идее культуропотребления, можно назвать адаптивным, тообразование, построенное на идее культуропорождения, можно назвать неадаптивным. Учащийся сможет генерировать новые знания в том случае, если он сможет сделатьпредметом исследования не только предметную ситуацию, но и самого себя, способысвоей деятельности. Столкнувшись с предметной проблемой, он сможет еѐ решить, решивпрежде психологическую проблему – изменив способы своей деятельности, изменив собственные способности. Теория и практика доказывает, что рефлексия как базовая человеческая способностьделать себя предметом собственного созидания возникает, формируется и развивается в совместной деятельности, в общении детей. Поскольку только тогда ребѐнок делаетпредметом порождения собственную деятельность, когда у него возникает необходимость координировать собственную деятельность с деятельностью другого учащегося. Таким образом, в условиях неадаптивного образования ребѐнок, решая предметные проблемы за счѐт изменения собственных способностей, осваивает главную человеческуюспособность – способность выходить за любые внешние и внутренние пределы. Этопроисходит за счѐт конструирования им самим своих новых возможностей. В этих условиях рефлексия является способом выхода за пределы своих возможностей за счѐт конструирования новых возможностей. 4. Модель школы как неадаптивного образовательного пространства Неадаптивный образовательный процесс организуется как процесс последовательногосамостоятельного решения учащимися учебно-исследовательских проблем. Поскольку каждое такое решение – это творческий акт, в условиях которого происходит шаг вразвитии ребѐнка, в результате которого он сам конструирует себя нового, то это процесссугубо индивидуальный. Это значит, что он должен быть организован с учѐтом всехвозможных индивидуальных особенностей и построен на основании индивидуальногоучебного плана, индивидуальных учебных программ, индивидуального графика образования и индивидуального расписания. Всѐ это совершенно не означает так называемого «индивидуального» обучения «один наодин» с учителем. Такая схема была бы самой неудачной для решения тех проблем,которые мы собираемся решить. Поскольку главным звеном в неадаптивном образовании является общение в условиях порождающей совместной деятельности, тоиндивидуализация образовательного процесса осуществляется за счѐт так называемых«групп развития». Поскольку каждого ребѐнок имеет, по крайней мере, свой темпразвития и свою систему приоритетных учебных дисциплин, то задача индивидуализацииобучения решается за счѐт регулярной плановой психолого-педагогической диагностики, по результатам которой учебные группы регулярно комплектуются и переукомлектовываются. Это означает, что базовая структура образовательного пространства школы представляетсобой не структуру привычных нам групп постоянного состава, подобранных один раз и на всѐ время обучения по возрасту или по времени поступления в школу, а учебные группы переменного состава, подобранные и подбираемые по уровню психическогоразвития. На наш взгляд (и как подтверждает наша собственная экспериментальнаяпрактика), принцип «групп развития» вполне соответствует идее А.С.Макаренко оразновозрастных группах со всеми вытекающими отсюда открытыми им преимуществами воспитательного плана. Принцип выборности, которые применяется при формировании индивидуальных учебных планов (выбор учебных дисциплин), при выборе преподавателя, при выборе графикаучѐбы (в какое время дня учиться), при выборе форм контроля (зачѐт, защита творческихработ, собеседование, тестирование), при выборе графика обучения (какой предмет вкаком году, семестре или четверти проходить и сдавать) является определяющим приорганизации индивидуализированного учебного процесса. Всѐ это приводит к тому, что каждый ребѐнок движется своим темпом, в системе своихучебных дисциплин, в содружестве со «своими» педагогами, а потому переходит с одногоуровня образовательного процесса на другой не первого сентября и со всеми вместе, а в любое время учебного года и именно тогда, когда достигает соответствующего уровняразвития. Чтобы всѐ это могло быть эффективно организовано, необходима специальная предметнаяи психологическая среда. Еѐ особенность заключается в том, что вся школа, все учащиеся,все педагоги, весь управленческий аппарат должны быть постоянно настроены надвижение вперѐд, на совершенствование, на собственное творчество, на самостоятельныйпоиск нестандартных решений, на созидание себя и собственной школы как среды своей жизни собственными руками, на личную ответственность за последствия собственныхпоступков. Предметная среда должная быть разработана таким образом, чтобы каждая учебнаядисциплина была представлена единой последовательностью учебных проблем,самостоятельное решение которых самим учащимися и составляет главное предметноесодержание обучения. Психологическая среда должна быть организована таким образом, чтобы был обеспечентакой стиль общения с учащимися, когда каждый учащийся без какого-либо исключенияпостоянно побуждался и устремлялся самостоятельному решению проблем собственногоразвития, развития ученического и педагогического коллектива, развития школы как конструируемой учащимися образовательной среды, которая конструирует самихучащихся. К стремлению ставить и решать всѐ более сложные проблемы общества, к стремлению постоянно быть на самом высоком интеллектуальном уровне современности. 5. Методическое обеспечение Заключается в освоении технологии конструирования возможностей и разработкесистемы «сквозных учебных предметов». Эта работа должна осуществляться поднепосредственным руководством методической службы, которая в этом проекте играет ключевую роль. Поскольку предлагаемая работа для учителей является не только творческой иинтересной, но и чрезвычайно сложной, администрацией, и в первую очередь директором,должна быть обеспечена постоянная растущая мотивация,. Следует иметь в виду, чтоуспех проекта на 100% зависит от мотивации педагогического коллектива. Для этого следует предусмотреть дифференцированную оплату, приѐм на работу наконкурсной основе по контракту, и обязательно под задачи Проекта. 6. Цель проекта Создать образовательную среду, создаваемую совместными усилиями учащихся ипедагогов, которая, в свою очередь, как продукт совместной деятельности формирует самих учащихся и педагогов. 7. Примерная программа реализации проекта
Результаты работы каждого года. Первый год 1. Все педагоги школы набраны по контракту под задачи проекта. 2. Все учителя начальной школы в течение года освоили в первом приближениитехнологию (на учебных дисциплинах «Основы проектирования и конструирования» и«Основы естествознания»). 3. Все учителя общими усилиями разработали каркас системы сквозных учебныхдисциплин (от первого класса до выпускного). 4. В результате предварительной плановой регулярной (четыре – пять раз в учебный год) психолого-педагогическая диагностики оценена динамика учебной мотивации экспериментальных классов (начальной школы). 5. Учителя средней и старшей школы подготовлены начинать работу в следующем годупо технологии конструирования возможностей. 6. Создана методическая служба для перехода в следующем году на систему учебныхгрупп развития. 7. Создана система разработки индивидуального расписания в условиях групп развития. Второй год 1. По результатам работы прошлого года обновлѐн педагогический состав. 2. В пределах начальной школы введена система групп развития. 3. Учащиеся начальной школы учатся на основании индивидуальных учебных планов ииндивидуальных расписаний. 4. В средней школе учителя готовы работать с отдельными детьми в течение годапереходящими как из класса в класс, так и переходящими из начальной школы всреднюю. 5. Из отдельных фрагментов системы сквозных учебных дисциплин компонуется болееили мене логичная система учебных дисциплин, в которую входят основные дисциплины. 6. По результатам психолого-педагогической диагностики в начальной школепериодически переукомлектовываются группы развития. 7. В начальной школе работает система индивидуального расписания. Третий год 1. По результатам работы прошлого года обновлѐн педагогический состав. 2. В пределах начальной и средней школы введена система групп развития. 3. Учащиеся начальной и средней школы учатся на основании индивидуальных учебныхпланов и индивидуальных расписаний. 4. В старшей школе учителя готовы работать с отдельными детьми в течение годапереходящими как из класса в класс, так и переходящими из средней школы в старшую. 5. Формируется первый «товарный» вариант системы сквозных учебных дисциплин. 6. По результатам психолого-педагогической диагностики в начальной и средней школепериодически переукомлектовываются группы развития. 7. В начальной и средней школе работает система индивидуального расписания.
8. Начинает работать система индивидуальных графиков обучения для средней школы. Четвѐртый год 1. По результатам работы прошлого года обновлѐн педагогический состав. 2. В пределах начальной, средней и старшей школы введена система групп развития. 3. Учащиеся начальной, средней и старшей школы учатся на основании индивидуальныхучебных планов и индивидуальных расписаний. 4. Все учителя школы готовы работать с учебными «группами развития». 5. Формируется окончательный «товарный» вариант системы сквозных учебныхдисциплин. 6. По результатам психолого-педагогической диагностики в начальной, средней и старшейшколе периодически переукомлектовываются группы развития. 7. В начальной, средней и старшей школе работает система индивидуального расписания. 8. В школе работает система индивидуальных графиков обучения. 9. В результате школа начинает работать в режиме групп развития, что предусматривает: индивидуальный учебный план для каждого учащегося, который регулярно корректируется с помощью «социальной службы»; система индивидуальных учебныхпрограмм; индивидуальный график обучения; индивидуальное расписание; оплатапедагогов на основании качественных критериев и на основании принципа выборности; формирование самостоятельности и персональной ответственности учащихся и педагоговза свои результаты и результаты всей образовательной сферы школы в целом; вместо классно-урочной системы как результат групп развития и специфики образовательнойтехнологии создаѐтся система учебных занятий, время длительности которых зависит от характера учебной деятельности, а не от звонка в коридоре. 10. Подразумевается, что имеет место программа создания системы внеурочной ивнешкольной воспитательной системы в соответствии с духом ответственности, самостоятельности и личного творчества, царящего в образовательной сфере школы. http://www.ageyev.kz/ В.В.Агеев